ИНФОРМАЦИЯ

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
Опубликовано: Инструменты ФГОС ОО: технологии достижения новых образовательных результатов: Методические рекомендации. – Хабаровск: ХК ИРО, 2013. – 129 с. – С.6-19

©Кузнецова А.Г.
©ХК ИРО
Педагогический дизайн как технология проектирования образовательного события (из опыта работы)
В настоящее время существует достаточно много подходов к пониманию сути современного урока (а я бы в свете нарастающих тенденции ревизии классно-урочной системы уже говорила – образовательных событий), его структуры, и, соответственно, технологий его. При этом и вид поурочного плана тоже меняется[1]. Я собираюсь в этой статье познакомить еще с одной технологией – педагогическим дизайном. Эту технологию я уже применяла для подготовки образовательных событий как со взрослыми (учителями, методистами, руководителями, преподавателями высшей школы), так и в работе со школьниками. И мой опыт дает мне право утверждать, что у нее есть очень хороший потенциал, который позволяет организовывать интересные, мотивирующие и продуктивные занятия.
Для начала – кратко представлю общую характеристику технологии педагогического дизайна.
Елена Тихомирова, тренер по педагогическому дизайну, определяет его как процесс усовершенствования и интенсификации обучения путем детального анализа потребностей, контекста обучения, и системной разработки учебных материалов[2]. С педагогическим дизайном процесс обучения становится ярче, интереснее, а главное – эффективнее, что очень важно для работы с современными детьми.
Технология пед-дизайна базируется на нескольких ключевых идеях:
1.     Обучающимся должно стать очень нужно и очень важно изучить проектируемый курс – а для этого мы очень хорошо должны изучить контекст и среду обучения, понять их наличные познавательные потребности и спроектировать цель курса, высоко привлекательную и значимую именно для этой группы учащихся («цель с приправами»).
2.     Ученик – не «обучаемый», а «обучающийся», поэтому степень его активности должна быть максимально высока. Значит, способы «доставки» и «упаковки» (специфические термины пед-дизайна) учебного материала должны обеспечивать интерактивность, разнообразие форм деятельности ученика, высокую степень его самостоятельности.
3.     Обучение  должно выходить на навык. Следовательно, оно происходит в деятельности и развивает деятельность. Обязательный этап – «внедрение», то есть применение полученного знания и навыка в новых условиях. Даже если это сугубо теоретическое обучение, все равно должно быть внедрение – рефлексивная запись в чьем-то блоге, краткое резюме по теме для следующих учеников, анализ сфер практического применения этого теоретического знания, наконец, просто консультация по этой теме другого ученика и т.п.
Последовательность разработки  образовательного события (урока, занятия, курса) в логике педагогического дизайна:
1.     Полное представление о контексте обучения;
2.     Портрет слушателя;
3.     Определённая потребность в обучении;
4.     Проработанная и детализированная задача обучения;
5.     Стратегии обучения
6.     Категории знаний
7.     Создание сценария обучения
8.     Подбор технологий
9.     Тип обратной связи
10.                       Инструменты оценки

Размеры одной статьи не позволяют детально описывать технологию педагогического дизайна, детально я могу об этом рассказать для заинтересовавшихся на специально организованных встречах (об этом чуть ниже). Здесь же просто покажу на конкретном примере, как она работает в моем опыте.
Для технологизации процесса проектирования учебного события я разработала его макет на основе психологически обоснованной структуры учебного мероприятия по Роберту Ганье[3] (иногда читают – Гейн (Robert Gagne ) (таблица 1).
Таблица 1.
Макет учебного события.

Дата                                    класс                                        предмет
Тема:
Цель:
Декомпозиция задачи
Детализация задачи
Оборудование
Элементы учебного мероприятия
Содержание знания
Технология доставки знания
1. Привлечение внимания
 Возбуждение рецепторов


Личностное знание
Мне нужно вызвать пока первичный интерес, своего рода ориентировочную реакцию на некий вызов – как минимум, или создать ситуации недостаточности.
2. Информирование слушателя о целях и задачах обучения
 Формирование уровня ожиданий от обучения


Личностное знание


Необходимо сделать так, чтобы вызов был принят осознанно, и понятна была конечная точка движения
3. Обращение к уже имеющимся знаниям
Обращение к долгосрочной памяти, активация краткосрочной


Предметное знание


Не опрос! Не контроль! (это – побочный эффект)
Это ревизия наличных интеллектуальных ресурсов для последующей работы
4. Представление нового материала
Выборочное восприятие представленного материала


Предметное и метапредметное знание


Краткое представление обозримой картины нового знания (как разметка последующей дороги, дорожная карта, чтобы потом человек в любой момент понимал, где он сейчас и что предстоит)
5. Сопровождение обучения
Семантическое кодирование для хранения в долгосрочную память

Метапредметное и предметное знание




Определяем инструмент для сворачивания информации (схема, конспект, чек-лист, ментальная карта, таблица и пр.) и расширяя первичную дорожную карту, упаковываем информацию
6. Практика
Реакция на вопросы для кодирования и верификации

Метапредметное, личностное и предметное знание

Сворачивание и разворачивание, кодирование и декодирование информации идет в коммуникации, в обращении к различным источникам
7. Обратная связь
Улучшение и оценка правильного действия

Метапредметное, личностное и предметное знание

Внутренняя обратная связь – безотметочное обсуждение качества освоения материала и навыков
8. Оценка
Обращение к полученным знаниям как финальная оценка


Метапредметное, личностное и предметное знание

Внешняя обратная связь – выполнение финального теста
9. Перевод в практическую плоскость
Использование полученных знаний или навыков в новой ситуации

Метапредметное, личностное и предметное знание




Применения вне контекста обучения

Приведу пример разработки урока биологии в 11 классе «Агроценозы – искусственные экосистемы» с использованием вышеприведенного макета. (Таблица 2).
Для начала мне надо охарактеризовать контекст обучения. Я работаю учителем биологии в школе, программа развития которой называется «ШАНС». Модель «ШАНС» разрабатывалась для школы, работающей в сложных социальных условиях.
Понятие «сложные социальные условия» связано с характеристикой социальной среды, из которой поступают в школу обучающиеся, и включает в себя характеристики и семьи обучающегося, и микрорайона его проживания. Характеристики семьи учитывают её полноту, количество детей, уровень образования родителей, уровень заработной платы, сфера занятости и карьера, качество жизненных планов и отношение к образованию детей. Характеристика микрорайона связана с демографическими показателями, с преобладающей сферой занятости населения, соотношением количества культурных учреждений и, образно говоря, пивных ларьков и другими – вплоть до характера освещенности улиц.
Понятно, что если дети в школу собираются из микрорайона, который включает в себя «неэлитный» частный сектор протяженностью 4 автобусные остановки и 2 села (развалившиеся совхозы), то мера «люмпенизации» достаточно высока, а контекст работы школы обоснованно определяется как «социально сложные условия».
Поэтому в качестве основной проблемы школы мы определили следующую:  «Низкая социальная мобильность, недостаточная внутренняя психологическая устойчивость, дефицит ответственности, недостаточно эффективная жизненная самореализация выпускников школы свидетельствует о том, что они не обладают достаточным уровнем сквозных[4] компетенций, в результате их стартовые возможности и жизненные шансы являются слишком низкими для  эффективной самореализации в условиях информационного общества и инновационной экономики».
Соответственно, целью работы школы стало развитие сквозных компетенций учащихся[5] как основы повышения стартовых возможностей и жизненных шансов в реализации жизненной стратегии в современных социально-экономических условиях.
Одной из важнейших проблем не только нашей школы, а всего современного образования, является мотивация к учению. Ребенок очень прагматичен и вопрос «зачем мне ваши логарифмы», «ваш ланцетник» или «ваш «Герой нашего времени» являются главным препятствием на пути развития познавательного интереса и в дальнейшем – любви к самообразованию.
Поэтому мы все время озабочены поиском инструментов развития познавательных сил и мотивов ребенка.  Мы пришли к выводу, что технология педагогического дизайна, заставляющая точно ориентироваться на характеристики обучающихся, на их наличную мотивацию, и обеспечивающая точно психологически выверенный выход на навык, поможет нам справиться с этой задачей наиболее эффективно.
Таким образом, контекст обучения: школа работает в сложных социальных условиях, мотивация к познанию невысокая. Но то, что многие ребята – жители частного сектора и сел, позволяет ориентироваться при изучении темы на их первичные представления о работе в огородах и на дачах.
Портрет слушателя: В 11 классе мотивация обучения усиливается в связи с перспективами поступления в вузы. Однако в этом классе никто не планирует связывать свою судьбу с биологией. Я работаю в этом классе второй год и второй год веду элективные курсы, ориентированные на задачи личностного роста (в 10 классе - «Этология человека», в 11 классе – «Психология победителя»). Идеи курса «Психология победителя» учеников вдохновляют, они занимаются с энтузиазмом, поэтому обращение к этим идеям на уроке биологии может повысить интерес к теме урока.

Таблица 2.
Макет урока.

Дата    04.04.2013                                класс       11А                                 предмет  Биология
Тема: Агроценозы – искусственные экосистемы
Цель (дидактическая): сформировать понятие «агроценоз», представления о способах повышения его продуктивности (предметная);
Развить навыки корректного сравнения объектов и экстраполяции (метапредметная);
На основе экстраполяции закономерностей развития биологических систем на развитие человека подвести к выводу о более высокой эффективности саморегуляции по сравнению с внешней регуляцией и путях повышения личной эффективности (личностная). 
Декомпозиция задачи
1.      Уметь формулировать понятие «агроценоз» через характеристики и родо-видовым способом

2.      Уметь назвать виды  агроценозов (не менее 5)
3.      Уметь назвать причины неустойчивости агроценозов  (не менее 3)
4.      Уметь назвать способы повышения  продуктивности агроценозов (не менее 3)
5.      Уметь использовать приемы экстраполяции


6.      Суметь сделать надпредметный (философский) вывод об универсальном действии выявленных закономерностей
7.       
8.      Уметь использовать приемы сравнения

Детализация задачи
1.1. Сформулировать понятие «агроценоз», выделив его основные характеристики,
1.2. Сформулировать понятие «агроценоз» родо-видовым способом
2.1. Применить понятие для отбора агроценозов из набора примеров биологических систем
3.1. Выделить причины неустойчивости агроценоза
4.1. Назвать пути повышения продуктивности агроценозов

5.1. Выяснить условия и правила использования приема эктраполяции
5.2. Провести экстраполяцию биологических закономерностей на развитие личности человека
6.1. Сделать вывод об эффективности саморегуляции и саморазвития человека
6.2. Сделать вывод о путях повышения продуктивности личностного саморазвития.
7.1. Определить цели сравнения (ключевой вопрос)
7.2. Определить основания для сравнения
7.3. Провести сравнение двух объектов по этим основаниям и ответить на ключевой вопрос.

Оборудование:
Планшет, проектор, стилус, магниты, чистые карточки, листы с критериями оценки, пустографка для внесения результатов сравнения, карточки с фотографиями, схемами или описаниями биологических систем
Элементы учебного мероприятия
Содержание знания
Технология доставки знания
1. Привлечение внимания
 Возбуждение рецепторов
Большая устойчивость естественных систем по сравнению с искусственными


Сравнение фотографий биоценозов и агроценозов: что быстрее зарастет, где больше урожай? Почему искусственные системы менее устойчивы, но более урожайны? Применима ли эта закономерность к развитию человека? (2 главных вопроса урока)
2. Информирование слушателя о целях и задачах обучения
 Формирование уровня ожиданий от обучения
Цель «с приправами»: выяснить, что эффективнее – внешняя регуляция или саморегуляция системы на основе сравнения характера действия основных экологических факторов в биогеоценозе и агроценозе – и как это может быть полезно человеку с установками победителя



Контрольный лист «Критерии контроля по теме «Агроценоз» - посмотрите, приемлемы ли для нас эти критерии, по ходу урока выясним, захотите ли что-то в них изменить или принять в этом виде
3. Обращение к уже имеющимся знаниям
Обращение к долгосрочной памяти, активация краткосрочной
Факторы устойчивости биогеоценоза и причины сукцессии (смены биогеоценозов)




Работа со схемами разветвленной пищевой цепи и сукцессии в «Рабочей тетради по биологии для 11 кл.» - Чтобы нам подготовиться к ответу на главные вопросы урока, надо вспомнить факторы устойчивости биогеоценоза и причины сукцессии.
Полистайте рабочую тетрадь в соответствующих разделах –возможно, некоторые схемы и задания вам напомнят о содержании нашего разговора по поводу причин устойчивости и смены биологических сообществ. Через 1 минуту покажите те схемы, которые выполнили роль сигнала-напоминателя, и назовите причины устойчивости (1 вариант) и смены (2 вариант) биологических сообществ

4. Представление нового материала
Выборочное восприятие представленного материала
Представление об агроценозе
Понятие агроценоза
Характеристики агроценоза




3 группы.
Первая получает наборы схем, фотографий и текстовых описаний (как из научных, так и из популярных источников) естественных и искусственных биологических систем (разные способы кодирования информации). Вторая группа выбирает материал в интернете, делает закладки на планшете. Третья пользуется только собственным опытом (группы формируются по желанию)
На пустых карточках выписываем примеры агроценозов, прикрепляем на доску. Смотрим на экране иллюстрации, подобранные второй группой. У кого больше? Как их можно сгруппировать? (Вспомните принципы классификации). Что такое агроценоз? (первичное определение)
Зачем человек создает искусственные биоценозы?
Если агроценоз - это искусственный биогеоценоз, то  чем еще, кроме искусственного происхождения, они отличаются?
Вспомните, как правильно выполнять процедуру сравнения: цель – какая? Основания для сравнения – какие?
У вас есть пустографка с избыточным количеством граф. Сделайте в ней таблицу для отражения результатов сравнения. Работа с учебником и с интернетом Кто найдет больше, чем три основания для сравнения – молодец. Кто найдет больше 5 – получит «5». Кто найдет все 8, которые знаю я – победитель!  
Кто-нибудь их тех, кто работал на планшетах, показывает на большом экране получившуюся таблицу.
Так что же такое агроценоз?
5. Сопровождение обучения
Семантическое кодирование для хранения в долгосрочную память
Сравнение агроценоза и биогеоценоза, отражение результатов в таблице





6. Практика
Реакция на вопросы для кодирования и верификации
Причины неустойчивости агроценозов
Причины более высокой урожайности агроценозов
Способы повышения продуктивности агроценозов

1 ряд - Причины неустойчивости агроценозов
2 ряд - Причины более высокой урожайности агроценозов
3 ряд - Способы повышения продуктивности агроценозов (задание выполняется на планшетах)
Выполните задание, используя получившуюся таблицу, а для 3 рядя- еще и таблицу сравнения урожайности пшеницы в России, Канаде и Украине за 8 лет
Пути повышения продуктивности кратко комментируем.
7. Обратная связь
Улучшение и оценка правильного действия
Причины неустойчивости агроценозов
Причины более высокой урожайности агроценозов
Способы повышения продуктивности агроценозов
Способы повышения личной эффективности человека.


Работа с контрольным листом (3 минуты)
Вернемся к листу контроля. Какой из вопросов у вас вызовет затруднение? Почему? Да, он не по биологии. Он – по психологии победителя. И вам нужно использовать прием экстраполяции, чтобы увидеть возможность использования биологических закономерностей в сфере личностного развития. Подняться на уровень философского осмысления биологических закономерностей трудно. Но победителю каждый ветер попутный.
8. Оценка
Обращение к полученным знаниям как финальная оценка




Обсуждение ответов на 4й вопрос.
Выборочная оценка контрольных листов.
9. Перевод в практическую плоскость
Использование полученных знаний или навыков в новой ситуации
Применение полученных знаний в биологическим и психологическом контекстах




1 вариант – разработка «Советов дачнику»
2 вариант - разработка «Правил победителя»
Коротко, емко, афористично – из одних глаголов или существительных.

Учителю из таблицы все уже достаточно понятно. Позволю себе только некоторые комментарии, как ответ на возможные вопросы.
Цель «с приправами» - это формулировка задачи урока, значимая для учащегося. Чтобы суметь ее сформулировать, необходимо попытаться войти в положение учащегося и ответить на его невысказанный (а иногда и высказанный вопрос) – «зачем мне знать про эти агроценозы, да еще за 2 месяца до ЕГЭ, да еще, если я биологию не сдаю?»
Подчеркиваю: цель урока – это моя педагогическая задача, моя профессиональная кухня, которую я не являю ученикам. Для них – цель «с приправами».
А цель урока нужна мне для декомпозиции и для детализации задач. Обратите внимание на ячейку «Детализация задачи» - фактически, все содержание урока пошагово разработано уже здесь. А дальше я начинаю подбирать способы упаковки и доставки этого содержания.
В таблице нет указания на домашнее задание. Конечно, оно задано, номер параграфа  написан на слайде презентации к уроку. Однако, если урок прошел все запланированные этапы, мы сделали все – и запомнили, и применили. Домашнее задание в данном случае не нужно.
Технология педагогического дизайна в силу своей точной «адресности» по отношению к познавательным потребностям учеников позволяет делать уроки более интересные и более эффективные. С ее помощью можно повышать изначально невысокие познавательную мотивацию и интеллектуальные способности.
Для тех педагогов, кто заинтересовался технологией педагогического дизайна, я планирую провести серию вебинаров во второй половине сентября. Первый поток будет бесплатным. Заявки принимаются на электронную почту manager@ippk.ru  с пометкой «Педагогический дизайн_Кузнецова АГ» до 15.09.2013 г. В группу будет зачислено помещается только 20 человек, поскольку предполагается на каждом этапе индивидуальная работа с заданиями, поэтому постарайтесь не опоздать.
Приложение 1.

Критерии контроля по теме «Агроценоз»

1.      Уметь назвать виды  агроценозов (не менее 5)

2.      Уметь назвать причины неустойчивости агроценозов  (не менее 3)


3.      Уметь назвать способы повышения  продуктивности агроценозов (не менее 3)


4.     Суметь выявить надпредметный (философский) вывод об универсальном действии выявленных закономерностей




[1] Оговорюсь сразу для ретивых завучей и пугливых учителей (остальным завучам и учителям и так понятно J): нормативных требований к формату поурочного плана НЕТ! Этот документ не является отчетным, главное, чтобы он был, как продукт подготовки к образовательному событию. Но он может быть даже в виде презентации к уроку – хорошая презентация содержит все элементы урока, а заметки под слайдом позволяют сохранить все, что мы бы не хотели показывать ученикам.
[2] Тихомирова Е. E-learning - обучение со скоростью мысли?// Pro-персонал/Информационный портал для специалистов по кадрам. -  http://www.pro-personal.ru/journal/230/302826/

[3]  Роберт Ганье ( 1916-2002)//Школьный психолог. – 2008. - №5. -  http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800511; Тихомирова Е. E-learning - обучение со скоростью мысли?// Pro-персонал/Информационный портал для специалистов по кадрам. -  http://www.pro-personal.ru/journal/230/302826/
[4] Сквозные компетенции - возможности, которыми обладают люди для включения в современные процессы – современные формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации, определяющие лицо современного мира и современной экономики (Попов А. А., Проскуровская И. Д., Рожкова Е. С. Постановка сквозных компетенций населения как стратегия позиционирования в социальной политике России // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007.  №303. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/postanovka-skvoznyh-kompetentsiy-naseleniya-kak-strategiya-pozitsionirovaniya-v-sotsialnoy-politike-rossii (дата обращения: 12.07.2013). Для школы «ШАНС» мы определили 4 группы сквозных компетенций – жизненная политика, гуманитарная культура, вертикальная мобильность и здоровье.
[5] Для школы «ШАНС» мы определили 4 группы сквозных компетенций – жизненная политика, гуманитарная культура, вертикальная мобильность и здоровье.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК




ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Прием "Инсерт"

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Сформулируем некоторые правила: «Как читать текст, сохраняя интерес к теме?»
Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может  стать заполнение таблицы («Инсерт»), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Таблица «Инсерт»

              «V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
              «+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

              «–»
поставьте «–»(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
              «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение
На этапе осмысления удачно использование способа маркированного чтения текста на основе приема «Выделение цветом» по заданным условиям. Задание учащимся – прочитать учебный текст, заранее перенесенный учителем на компьютеры и интерактивную доску, промаркировать информационные единицы текста в соответствии с тремя позициями: «это мы уже знаем» (синий цвет), «это мы не поняли» (фиолетовый цвет), «это для нас новая информация» (зеленый цвет). Получившаяся «картинка» дает визуальное представление о степени осведомленности по теме, сигнализирует о моментах непонимания. Далее следует организовать процесс переработки информации: ученик должен скопировать из исходного текста тезисы, требующие усвоения, из них составить новый документ, сохранить его на личном электронном носителе или вывести на печать. Каждый ученик работает индивидуально на персональном компьютере; возможно экспонирование наработанного через проектор, чтобы обеспечить доступ класса к работе каждого.

Теория «множественности интеллекта»
Говард Гарднер (11 июля 1943 г.) утверждает, что интеллект – не просто явление, состоящее из многообразных способностей, но наоборот: есть много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других.
Интеллект – питательная среда для ума. Можно ли развить свой интеллект или он дается нам от рождения и до конца жизни? Можно, вне всякого сомнения. Теория множественности интеллекта ГовардаГарднера впервые была опубликована в 1983 году в книге «Рамки ума: теория множественного интеллекта».
Г.Гарднер утверждает, что каждый человек обладает, по крайней мере, восемью типами интеллекта в разной степени выраженности:
1. Вербально-лингвистический интеллект (любит читать, имеет хорошую словесную память, имеет богатый лексический запас, любит сочинять и т.д.). Он наиболее сильно развит у поэтов, писателей и ораторов.
2. Логическо-математический интеллект (любит счет и работу с числами, владеет математическими понятиями, любит решать логические задачи и головоломки, играть в шахматы, мыслит на более абстрактном уровне по сравнению со своими сверстниками, разбирается в причинно-следственных связях). Развивается по мере взросления человека и с его способностями в математике.
3. Визуально-пространственный интеллект (мыслит зрительными образами; легче, чем тексты, читает карты, схемы, диаграммы; любит предаваться фантазиям и заниматься искусством; хорошо рисует; конструирует интересные трехмерные модели; при чтении больше информации получает из иллюстраций, а не слов). Это тип интеллекта, зависящий от чувств, зрительного представления/ восприятия и способности зрительно представить предметы, включает способность создавать внутренние умственные образы, изображения. Такой вид интеллекта превосходно развит у художников, скульпторов, архитекторов, изобретателей и шахматистов.
4. Моторно-двигательный интеллект (показывает высокие спортивные результаты; удачно копирует жесты, мимику, манеры других; любит разбирать и вновь собирать предметы; трогает руками все, что видит; любит бегать, прыгать, бросаться; демонстрирует способность к ремеслу). Этот тип интеллекта имеет отношение к физическим движениям и к знаниям/ мудрости организма, включая кору головного мозга, отвечающую на мышечные движения тела. Приобретается с опытом и наиболее развит у танцоров, мимов, актеров и спортсменов.
5. Музыкально-ритмический интеллект (запоминает мелодии песен; имеет хороший голос; играет на музыкальном инструменте, поет в хоре; двигается и говорит в ритмичной манере; бессознательно напевает про себя; ритмически постукивает по столу, занимаясь чем-нибудь.) Этот тип интеллекта основан на узнавании музыкальных образов, включая окружающие нас звуки, и на чувстве ритма. Сильнее развит у композиторов, музыкантов, певцов и танцоров.
6. Межличностный интеллект (любит общаться со сверстниками; оказывается лидером в различных ситуациях; любит играть с другими детьми и поучать их; умеет сопереживать, проявлять заботу о других; другие дети стремятся в его компанию). Этот тип интеллекта проявляется в основном в межличностном общении, подразумевает способность работать в коллективе на условиях сотрудничества, а также способность к вербальному/ невербальному общению с другими людьми. Священники, политики и дипломаты – это люди, у которых он наиболее развит.
7. Внутриличностный интеллект (демонстрирует чувство независимости/ силу воли; реально осознает свои плюсы и недостатки; выполняет задания хорошо тогда, когда ему ничего не мешает; умеет управлять собой; предпочитает работать в одиночестве; точно описывает свои чувства; учится на собственных ошибках; имеет развитое чувство собственного достоинства.) Это тип интеллекта позволяет осознать себя, отступить назад и посмотреть на себя со стороны как внешний наблюдатель. Высшей квалификации в этом виде интеллекта достигают психологи, учителя и воспитатели.
8. Натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя) проявляет интерес к природе, природным явлениям, животным, растительности, демонстрирует способность понимать мир природы, различать, классифицировать признаки и свойства окружающей среды и т.д.
Как утверждает Гарднер, степень проявления и развития того или иного типа интеллекта зависит от жизненного опыта индивидуума. Чем чаще человек использует тот или иной тип интеллекта, тем больше возможностей и лучше обучение, тем лучше развивается данный тип интеллекта.
 Все восемь видов интеллекта могут быть связаны между собой. Но любой из этих видов вы можете развить превосходно самостоятельно.
Обычные тесты IQ хорошо прогнозируют оценки в колледже, но они менее валидны в плане прогноза последующего успеха в работе или продвижения в карьере. Меры других способностей, например личностного интеллекта, возможно, помогут объяснить, почему некоторые люди с блестящими показателями в колледже становятся в последующей жизни жалкими неудачниками, тогда как менее успешные студенты становятся лидерами, вызывающими поклонение.
Поэтому Гарднер и его коллеги призывают к «интеллектуально-объективной» оценке способностей учащихся. Это позволит детям продемонстрировать свои способности иными способами, чем с помощью тестов, выполняемых на листе бумаге.

Тип интеллекта
Определители
Умения
Лингвистический интеллект
Исключительная способность применять слова и язык в языковой практике

Чаще использует словесные образы, нежели изобразительные

Хорошее чувство юмора

Быстрое схватывание языковых нюансов 

Слушать

Говорить

Писать

Рассказывать истории

Преподавать

Запоминать 

Логико-математический интеллект

Исключительная способность думать концептуально с использованием логических и/ или числовых моделей

Способность быстро связывать различные идеи/ информацию

Склонен задавать множество вопросов

Любит проводить “эксперименты”

Решать проблемы

Применять сложные цепи в рассуждениях в построении логических последовательностей

Проводить контролируемые эксперименты

Способность производить сложные математические вычисления

Способность хорошо работать с геометрическими формами

Пространственный интеллект

Исключительная способность удерживать в памяти умственные образы

Нравится смотреть на карты, фильмы, картины и т.д.

Способность быстро составлять практические объекты (стулья, столы и т.д.)

Прекрасное чувство ориентации на местности

Хорошие способности к рисованию

Понимание карт и графиков

Манипулирование образами

Построение/ создание

Чтение

Способность выделяться «аналогичными» оценочными вопросами

Двигательный (кинетический) интеллект

Способность умело обращаться с объектами

Исключительная двигательная координация и умелые руки

Хорошее чувство равновесия

Использование рук для создания, построения и понимание идеи или объекта

Эти ученики самовыражаются посредством движения

Спорт

Рукоделие

Драма/ мимика

Использование рук для создания, построения и понимание идеи или объекта

Исключительно хорошее понимание языка тела 

Музыкальный интеллект

Исключительная чувствительность к окружающим или природным звукам (текущей воде, колоколам и т.д.)

Мгновенная реакция на музыку (положительная или отрицательная)

Запоминание улучшается, когда текст прикладывается к ритму или песне

Игра на музыкальных инструментах

Узнавание образцов музыкальных произведений – в частности, тональных

Способность отличиться, когда даются чрезвычайно точные параметры для представления 

Межличностный интеллект

Способность испытывать чувства

Прекрасные организаторские качества

Умение быть эффективным миротворцем

Способность поддерживать сотрудничество

Применение вербального и невербального языка в эффективном общении с широким кругом людей

Консультирование

Разрешение конфликтов

Построение команды

Установка взаимоотношений

Лидерство

Внутриличност-ный интеллект

Спокойный и скрытный

Очень интуитивный

Говорит о своей роли в классе во взаимоотношениях с другими

Обдумывает смысл задач сверх заданного содержания

Способность рассуждать

Умение работать в команде

Умение сочувствовать

Склонность к философским размышлениям

Постоянная озабоченность вопросами о взаимоотношениях с другими людьми


ДЕНЬ ТРЕТИЙ






ДЕНЬ ВТОРОЙ


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

В 2013- 2014 г. обучение младших школьников предметам «Музыка»  и «Изобразительное искусство» в 1 - 3 классах  осуществляется на основе ФГОС начального общего образования, ориентированном на фиксированные результаты. 
В 2013 – 2014 учебном году количество учебных часов в I - III классах на изучение предмета  «Музыка» и ИЗО устанавливается следующим образом: в объеме не менее 135 ч., 33 ч. в I классе, по 34 ч. во II - IV классах. 

Образовательные области базисного учебного плана
Предметы, включаемые в расписание в рамках образовательной области
Возможная межпредметная интеграция
Классы
I
II
III
Всего
Искусство

Изобразительное искусство
Технология, ИКТ, Литературное чтение
1
1
1
4
Музыка
Литературное чтение,
ИКТ
1
1
1
4
Внеурочная деятельность по художественно-эстетическому направлению
2
2
2
6

Преподавание предметов искусства в 2013 – 2014 г. в 4 классах начальной школы и в 5 – 9 классах основной школы ведется в соответствии с Федеральным базисным учебным планом (далее ФБУП) для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. ФБУП разработан в соответствии  с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (ГОС ОО), утвержденным приказом Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312.
В ФБУП (ГОС ОО) образовательная область «Искусство», представлена тремя дисциплинами; музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и данные предметы выделены в самостоятельную образовательную область «Искусство».
В соответствии с этим документом в 2013 – 2014 учебном году количество учебных часов на изучение предметов области «Искусство» (музыки, ИЗО, МХК) устанавливается следующим образом:
в IV классе в объеме не менее 70 ч., по 34 ч.в каждом клас-се;
в V – VII классах в объеме не менее 105 часов, по 35 ч. в каждом классе;
в VIII и IX классах в объеме не менее 34 ч., по в 17 ч. в каждом классе в рамках предметной области «Искусство».
Х - XI классы — по 1 часу в неделю на предмет «Мировая художественная культура».
Х - XI классы — по 3 часа в неделю на предмет «Мировая художественная культура» для профильных классов;
Х - XI классы — до 6 часов в неделю (профильные дисциплины искусства) для художественно-эстетического профиля;

Начальная школа
Образовательные области базисного учебного плана
Предметы, включаемые в расписание в рамках образовательной области
Классы
IV
Всего
Искусство
Изобразительное искусство
1
4

Музыка
1
4

Основная  и старшая школа
Образовательные области базисного учебного плана
Предметы, включаемые в расписание в рамках образовательной области
Классы
Всего
V
VI
VII
VIII
IX
 Х
ХI
Искусство

Изобразительное искусство
1
1
1




3
Музыка
1
1
1




3
«Искусство» (музыка и ИЗО) или интегративный курс «Искусство»



1
1


2

Мировая художественная культура





 1
 1
2

Мировая художественная культура (для профильных классов)





 3
 3
3

Мировая художественная культура (профильные дисциплины искусства) для художественно-эстетического профиля





 6
 6
6


В пилотных школах, реализующих ФГОС основного общего образования в Хабаровском крае,  преподавание предметов искусства в 2013 – 2014 г. в основной школе ведется в соответствии со стандартом, проектом Федерального базисного учебного плана и примерными программами.
 В соответствии с этими документами (подробно  с ними можно ознакомиться на официальном сайте[1]), предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» преподаются в VVII в объеме не менее 105 часов, по 35 ч. в каждом классе.
В VIII (VIII/IX) классах преподаются «Музыка» и «Изобразительное искусство»  в рамках  предметной области или интегративный курс «Искусство» в объеме не менее 35 (70) часов.
Обращаем внимание администраций школ и педагогов на несоответствие количества часов и лет обучения (35 ч. только в VIII классе или 70 ч. в  VIII/IX классах) выделенных на преподавание искусства в двух существующих на данный момент вариантах Примерных программ. [2]
 В связи с тем, что пока не существует официально утвержденного БУПа ФГОС ООО, а есть лишь его проект[3], и  каждое образовательное учреждение на основе существующих нормативных документов, программ и требований пишет собственную образовательную программу, рекомендуем администрации самостоятельно, с учетом финансовых возможностей и специфики учреждения определить время прохождения курса "Искусство" и его объем  при разработке образовательной программы школы ( но не менее 35 ч).
 В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования предметная область «Искусство» (Мировая художественная культура) не является обязательной  и может быть включена в дополнительные учебные курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением в соответствии с его спецификой и возможностями. В этом случае учебный план  учреждения определяет состав и объём этого курса, а также распределение по классам (годам) обучения.
Основная  школа
Образовательные области базисного учебного плана
Предметы, включаемые в расписание в рамках образовательной области
Возможная межпредметная интеграция
Классы
Всего
V
VI
VII
VIII
IX
Искусство

Изобразительное искусство
Литература, музыка, история, ИКТ
1
1
1
0
0
3
Музыка
Литература, музыка, история, ИКТ
1
1
1
0
0 
3
Интегративный курс «Искусство» / музыка и/или ИЗО
Литература, музыка, история, ИКТ



1
(1)
2 (1)
Внеурочная деятельность по художественно-эстетическому направлению (включая проектную деятельность)
2
2
2
2
2
8 (7)





[2] Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство,5 – 7 классы. Музыка, 5 – 7 классы. Искусство, 8 – 9 классы: проект. – М.:Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-024616-3.  Примерние программы основного общего образования. Искусство. – М – Просвещение,2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-020559-7. 

Учебно-методические комплексы, рекомендованные
к преподаванию предметов «Музыка» 
и «Изобразительное искусство» в 2013/2014 учебном году
Акцентируем внимание учителей и администрации школ, что при организации образовательного процесса в общеобразователь-ных учреждениях края по предмету «Музыка» рекомендуется от-дать предпочтение учебно-методическим комплекса, обеспечива-ющему непрерывность образовательной линии 1-4, 5-9 классов и оснащённому всеми необходимыми материалами для учителя и учащихся: рабочими тетрадями, методическими пособиями, фоно и нотными хрестоматиями.
Этим требованиям соответствуют УМК: 
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 1 – 4 кл., Просвещение;
Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка  1 – 4 кл., Дрофа;  
Сергеева Г.П., Критская Е.Д.  Музыка 5 – 7 кл.,  Просвещение;
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.  Музыка 8-9  Просвещение;
Науменко Т.И., Алеев В.В.  Музыка  5 – 9 кл.,  Дрофа; 
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка1 – 4 кл., Баллас;
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка 5 - 7 кл., Баллас.

6 комментариев:

  1. Как хорошо, что наш любимый и такой знакомый Дмитрий Борисович Кабалевский всегда с нами. А мы с ним, как рыба в воде!!!! Группа Могучая кучка.

    ОтветитьУдалить
  2. Алеев, кстати, тоже показался интересным. Хотим познакомитьсмя с этим мужчиной поближе. "Могучая кучка".

    ОтветитьУдалить
  3. А я уже не только познакомилась, но и изучила и пришла в восторг!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за интересный, нужный информационный материал.

    ОтветитьУдалить
  5. УМК Сергеевой, Критской -это целостность, надежность, преемственность. Полная разработанность пособий для учителя, примерной рабочей программы, творческих рабочих тетрадей. Полностью отвечает требованиям ФГОС. Учебник содержит задания творческого характера, есть выход на проектную деятельность. .

    ОтветитьУдалить
  6. Екатерина Алексеевна! Вы прямо ДОКА - в постановке целей и задач. Много раз была на курсах, но так трудно не было никогда....
    Много полезной информации.нужно всё разложить по полкам. Желаю вам всего хорошего.

    ОтветитьУдалить